К дню рождения Скотти Мура.
Уинфилд Скотт III, „Скотти“ Мур.
27 декабря 1931 – 28 июня 2016.
Scotty Moore’s Gibson ES-295
Как гончий пес, летящей молнией, прозвучали первые ноты рок-н-ролла на радиостанциях всей страны в июле 1954 года, “That’s All Right” и “Blue Moon Of Kentucky” Элвиса Пресли с поддержкой гитары Скотти Мура.
Этот протяжный звук услышал весь мир.
Эта гитара, ее звук, слышны на первых четырех синглах Элвиса на Sun, и делают ее одной из самых известных гитар в рок-н-ролле, за исключением одной вещи; очень немногие поклонники знали что это за гитара.
Хотя Гибсон об этом не думал и совсем не планировал, Gibson ES-295 (серийный номер A-12290), стала первой настоящей рок-н-ролльной гитарой.
С ее фантастической золотой отделкой, она была возмутительна, как и зазвучавшая музыка.
Скотти Мур считает, что его выбор ES-295 имеет важнейшее значение для звука раннего рок-н-ролла Элвиса.
"Все, что я мог сделать с моей гитарой было попыткой улучшить то, что делал Элвис.
Нас было всего трое, с Биллом Блэком, отбивающим ритм на его басу, и, когда Элвис не пел, единственное, что было слышно, это мою гитару."
В то время Gibson был для биг-бэнд джаза, Fender для кантри и вестерн.
Затем появился дерзкий Archtop. В то время гитары должны были быть натурального цвета или окрашены в стиле фанк "Sunburst."
Тот, кто играл на гитаре золотого цвета, просто напрашивался на неприятности!
Как и многие остальные вещи в гитарной Вселенной, виновником цвета был Лес Пол, который занимался ES-295
В 1951 году он попросил Гибсона опрыскать одну из своих моделей ES-175 золотым лаком для больного ветерана Второй мировой войны.
Лес так рассказывал эту историю:
"Мэри Форд и я выступали в больнице для раненых ветеранов войны в Милуоки.
Мы носили наши гитары и усилители из палаты в палату. Я играл, Мэри пела.
"Один из ветеранов, Дин Дэвис, голова у него была вся в бинтах от операции по поводу опухоли мозга, и его поддерживали, чтобы он мог видеть нас, сказал: "Я гитарист, но я никогда не смогу играть, половина тела у меня парализована."
“Я сказал, - ‘можно играть одной рукой', и рассказал ему о моей автомобильной аварии и загипсованной руке, но я еще мог играть.
“Я спросил его, какую песню он хотел услышать и он выбрал трудную в тональности F# – ‘Just One More Chance.’ Я включил усилитель и отбивал аккорды одной рукой на грифе. Слезы катились по его лицу.
“Я сказал ему, что у меня есть гитара для него – любая какая ему нравится. Он сказал, что хотел бы золотистый Archtop.
"В коридоре врач сказал мне, что случай был безнадежный, и он, вероятно, не проживет и недели.
Я сразу позвонил Теду МакKарти в Гибсон и сказал, что мне немедленно нужна гитара и попросил взять ES-175 и перекрасить ее в золото. Он сказал, что сделает это и отправит в больницу. Не было никакой рекламы; это был просто подарок.
"Гитара (серийный номер А-9196 в журналах Гибсона 4 декабря 1951 г.), прибыла, но ветеран не увидел ее.
Он умер вскоре после нашего посещения. Его жена получила гитару и отправила обратно ко мне с письмом".
Больше ничего не вышло из этой разовой золотой затеи. Опрыскивание золотой краской было либо кощунственно либо просто глупо, в зависимости от вашей точки зрения.
Лес Пол, однако, видел это иначе, и высоко оценивал вещи, которые большинство людей не смогли бы понять.
Вдохновение на производстве ES-295 в очередной раз пришло на помощь Полу.
На протяжении конца 1940-х и начале 50-х он преследовался Гибсона предложением произвести цельнокорпусную электрическую гитару на основе его собственной самодельной "Log". Его вызвали когда Гибсон наконец изменил свой корпоративный разум и напрягся с целью догнать "этого выскочку Лео Фендера".
"Меня спросили, какой цвет я хочу, и я просто выкрикнул 'золото!', ни минуты не сомневаясь.
Если бы я бросил бомбу, это не могло быть хуже...
"Мне ответили:" Это самый мерзкий цвет, который вы можете выбрать!".... и новая золотая модель Леса Пола была добавлена к линии Gibson в марте 1952 года и первые серийные номера А-10554 и A-10555 были произведены уже 14 мая.
Пол вспоминал те первые гитары с любовью. "Золото было довольно возмутительным цветом в 1951 году и не могло вас заставить играть лучше, но заставляло вас лучше выглядеть."
Это была именно та гитара, которая зацепила Скотти Мура.
Его рассказ:
"Когда я служил во флоте во время Корейской войны, мои приятели и я купили японский Fender с ужасными ладами, которые изнашивались за три месяца. Клянусь, эти лады были сделаны из использованных пивных банок! Я вышел из военно-морского флота в январе '52 и сказал: "Я куплю себе хорошую гитару."
Мур купил '52 Fender Esquire и усилитель Champ, но никогда по-настоящему не привык к нему."Это, вероятно, из-за его формы. Гибсон был более женственным.".
Когда Мур увидел Гибсон в '53, это была любовь с первого взгляда.
"Я шел по улице Мемфиса мимо магазина O.K. Houck Piano Company, и увидел парня в витрине, выставлявшего новую гитару. Именно этот Гибсон, весь золотой и блестящий. Это была первая золотая гитара, которую я видел.
Я сказал: "Вау, это самая красивая вещь, которую я когда-либо видел.", так что я вернул мой Esquire и купил ее. В витрине магазина она была выставлена 10 минут".
Но, как и многие игроки на гитаре, он должен был внести некоторые изменения в новый инструмент. Специальный мост Les Paul не работал для него, он нашел Мелита Синхро-Соник с регулируемыми седлами, что позволило ему интонировать каждую струну. Это потребовало добавления трапециевидного струнодержателя; он выбрал Kluson, как на ES-125 Гибсона.
Мур купил гитару в то время, когда он работал днем в химчистке, а ночью играл в группе Starlite Wranglers. Элвис еще учился в школе.
Когда они играли свой рОковый студийный джем год спустя на Солнце, для Сэма Филлипса, Мур выбрал ES-295
“That’s All Right”/“Blue Moon Of Kentucky”; “I Don’t Care If The Sun Don’t Shine”/“Good Rockin’ Tonight”; “Milkcow Blues Boogie”/“You’re A Heartbreaker”; “I’m Left, You’re Right, She’s Gone”/“Baby Let’s Play House.”
7 июля 1955 года, за четыре дня до своей следующей сессии, и имея дополнительные наличные в кармане, Мур вернулся в магазин, где обменял 295 на Gibson L5-CESN (serial number A-18195). Он использовал эту гитару - вместе с новым усилителем Echo Sonic, который он купил в мае'55, на записи последнего сингла группы на Sun, #223 “Mystery Train”/“I Forgot To Remember To Forget.”
Скотти играл на L-5 в течение большей части первого года на RCA, обменяв его затем на Gibson Super 400-CESN (serial number A-24672) в январе '57.
В своей автобиографии Мур назвал 295 "работоспособным инструментом, который имел более внушительный вид, чем Esquire. L-5 и Супер 400 были еще более впечатляющими, что было уместно, поскольку песни становилось все значительней.
Но что случилось с ES-295, которая изменила музыку?
Когда Мур обменял золотую гитару, она стала просто еще одним инструментом для продажи.
Она бродил по Мемфису в течение многих лет. В конце концов певец (и друг Элвиса) Джимми Вельвет купил Гибсон для его музея памятных вещей.
Сегодня это часть коллекции, принадлежащей Ларри Мосс и его жене Джуди. Мосс является преданным поклонником Элвиса, и признает важность 295, называя его "святым Граалем" рок-н-ролла.
Естественно он хотел увидеть ее в руках Скотти.
В 2007 году Мосс воссоединил в великолепной золотой патине гитару и Скотти Мура на телешоу Джорджа Кляйна “Memphis Sound” (видео)
Тут больше подробностей на языке оригинала: https://www.vintageguitar.com/22152/scotty-moores-gibson-es-295/
#Elvis_Presley (#Elvis@elvis_tcb) #Элвис_Пресли
#Scotty_Moore #Gibson_ES_295 #guitar